07FF2781-BB75-4635-9BF6-8C2F6965DFD3

Интервью с преподавателем факультета «Реклама и связи с общественностью» — Шугуровой Марией.

— Здравствуйте, Мария! В первую очередь, очень хотелось бы узнать о Вашем личном опыте, о бэкграунде.

Мое первое образование — PR, с чем я и связала свою дальнейшую жизнь. Ещё 10 лет я отработала в сфере событийного маркетинга. Сейчас вся моя профессиональная деятельность так или иначе крутится вокруг маркетинга, брендинга и различных коммуникационных направлений.

— Расскажите, пожалуйста, поподробнее о Вашей профессиональной деятельности.

Помимо того, что я преподаю в нескольких университетах (обычно как приглашенный специалист), моя прямая практическая деятельность — работа с персональным брендингом. Я специалист по разработке и развитию личных брендов, по подготовке предпринимателей, представителей компаний (как мужчин, так и женщин) к выходу в публичное пространство. Для этого я решаю ряд интереснейших задач — как человек должен выглядеть, разговаривать, вести на публике, какова должна быть структура его публичных выступлений, структура его позиционирования, каким образом ему необходимо представлять себя в публичной среде, социальных сетях. То есть моя профессиональная деятельность — это “personal branding” (или по-другому “personal PR”).

Помимо этого у меня есть бизнес-хобби — имидж-студия. Это пространство, где я с командой преображаем людей внешне и внутренне, проводим различные мастер-классы на тему имиджа, публичных выступлений.

— Как Вы пришли именно к преподавательской деятельности?

К преподавательской деятельности я пришла порядка 4-5 лет назад. Это получилось совершенно случайно. Моя коллега, с которой я работала в агентстве по организации бизнес-мероприятий, решила повысить квалификацию и пойти учиться в Московский институт телевидения и радиовещания «Останкино», где был специализированный курс профессиональной подготовки по Event Менеджменту. Она с горечью делилась со мной переживаниями о том, что то, что там преподают, не имеет отношения к реальности, и как было бы здорово найти преподавателя, который смог бы с интересом и страстью рассказывать действительные вещи о происходящем в современной профессии, а не давать исключительно теоретические знания.

По стечению обстоятельств на одной конференции я познакомилась с руководителем этого образовательного подразделения. Именно он попросил меня прийти к группе зачитать пробный мастер-класс — было разовое приглашение. Однако судьба распределилась иначе и, как оказалось, преподавательская стезя — мое призвание. У меня с учениками случился настолько хороший коннект, что они втайне от меня написали коллективное письмо «наверх», и меня позвали преподавать в Московский институт телевидения и радиовещания «Останкино» на специальность повышения квалификации.

А через некоторое время со старта учебы мне было предложено заменить преподавателя по специальности PR у молодых студентов института. Сценарий повторился — и в результате я вела уже около пятнадцати предметов, проработав там полтора года до печального закрытия вуза.

Далее моя преподавательская деятельность развивалась очень интересно. Меня пригласили преподавать в свой же университет, который я окончила — МГУ (периодически я принимаю там Государственные экзамены). Затем меня пригласили в Высшую школу экономики, где я преподаю до сих пор, чему сильно рада. В ВШЭ я являюсь старшим преподавателем и веду Event-брендинг. Также периодически я преподаю в РАНХиГСе курс Mini-MBA для состоявшихся представителей различных организаций.

А как Вы попали в Еврейский университет?

Так случилось, что я очень скучала по «институткой загрузке», мне не хватало работы со студентами. Я написала грустный пост на Facebook о том, как здорово было бы найти ещё место, где я могла бы преподавать. И одна из преподавателей Еврейского университета (признаться, на тот момент я ещё не знала о существовании этого вуза) откликнулась на мой пост. Она предложила мне познакомиться с руководством «Махона» — это случилось довольно оперативно. И вот я уже работаю в Еврейском университете со второй половины 2019 года. Не так давно, но уже достаточно насыщенно.

— Нравится ли Вам преподавать в «Махоне», работать с нашими студентами?

Мне нравится работать в «Махоне», но, буду откровенна, это довольно непросто, потому что у вас царит совершенно уникальная атмосфера. Это связано с тем, что все группы маленькие — работа получается практически персональная, также я ранее не сталкивалась с группами, где только девочки — это очень интересный для меня опыт.

Я безумно счастлива, что руководство позволило мне внедрить собственный профессиональный практикум, где я могу и себя реализовать, и максимально много вложить интересных знаний в головы невероятно разнообразных и талантливых девочек. Я в восторге от работы здесь и, мне кажется, что «Махон» имеет очень хороший потенциал для развития!

— Что именно вы хотели бы передать вашим студентам? В чем заключается ваша основная цель, как преподавателя?

Несмотря на то, что я преподаю маркетинг и все, что с ним связано, где слово «цель» является основополагающим, скажу честно и, возможно, несколько наивно — я не ставлю целей.

Я не ставлю глобальных целей перевернуть мир. Есть какие-то мои внутренние посылы, надежды и стремления в том, чтобы максимально научить студентов думать. Я не совсем «классический» преподаватель, я не имею педагогического образования. Я скорее преподаватель-энтузиаст, который за счёт невероятной харизмы, широкого кругозора и огромного опыта пытается передать студентам все, что он может знать.

Я абсолютно убеждена, что многие теории, правила, законы, описанные в классических учебниках, к большому сожалению, имеют только лишь отголоски в реальной практике. Моя основная задача — погрузить студентов в реальную жизнь, не витать в облаках, рассказывая, что маркетинг и брендинг — это невероятный креатив и бесконечное веселье, а донести, что это планомерная, системная, аналитическая, очень интересная работа.

Я стараюсь использовать много инструментов психологии — то, с чем я работаю каждый день, что я использую при взаимодействии с коллегами и клиентами, чтобы научить чувствовать, научить «интуиции».

В первую очередь, для меня главное, чтобы мои студенты умели учиться, воображать, не бояться быть смелыми, высказывать собственное мнение и слушать. На мой взгляд, это основные человеческие скиллы, которые являются базой любой специальности.

Мир меняется каждый день с невероятной скоростью. Мы можем научиться всему. Но если мы не умеем думать, работать с информацией, взвешивать и работать в команде, то тогда может случиться некое разочарование по окончании института, когда студент выходит в реальный мир.

Поэтому я стараюсь намного больше «набить шишек» студентам в процессе учебы, чтобы они смогли потом видеть их и учиться правильно обходить, решать и работать.

Мария, огромное спасибо за выделенное Вами время! Это было невероятно интересно.


0F5D7B80-4E88-4D96-9F80-54B790FEF74A 8D24CF7E-419E-4384-B8B4-40F9D334DAF2

 

18.05.2020